Ньялам

в друзья
    в контакты
    С нами с 28 фев 2011

Тур Катманду - Лхаса, день 1 (из дневника путешествия)

19 марта 2011 года|| 7| 8764

17 апреля, день 103

Катманду - Ньялам

Тяжеловато вставать в 5 утра, но нас уже ждет Тибет! Вчера, когда утрамбовывала вещи в рюкзак, нашла в его крышке очки от солнца и перчатки нашего портера Сони. Ну и растяпа же он, все-таки :) Докидываю последние вещи в рюкзак и начинаю будить Диму. На него вчера нашло лирическое настроение в связи с двумя употребленными бутылками виски, а особо из-за пива, последовавшего за ними. В таком настроении он очень любит полночи слушать какую-нибудь бодрую русскую музыку и сидеть в интернете. Поэтому вставать ему сегодня очень тяжело :)

Выходим из отеля в 5:45. Рюкзак настолько огромный и тяжелый, что Диму на поворотах заносит. К нам подбегает какой-то парень, говорит что надо подождать еще двух человек. Несмотря на ранний час, по улицам уже тянутся туристы с рюкзаками. Приходят и те, кого ждем. Вчерашние канадские девушки из турагентства. Одна из них с такой же черной сумкой, как у нас (мы свою купили в Покхаре). Тоже, наверно, сувенирами закупилась :) Парень говорит, что до автобуса идти минут 15. Дима не очень рад такому раскладу, весь употел, пока дошел. На пределе грузоподъемности, говорит, наш рюкзак :) В одном из автобусов, припаркованных у дороги, он видел наших старых знакомых, австрийцев. Значит, еще свидимся.

На крыше нашего автобуса стоит парень, принимает сумки - багажного отделения в автобусе нет. Вернее, оно наверху :) Дима, поднапрягшись, поднимает над головой наш рюкзак. Парень еле затаскивает его наверх. Народу в автобусе мало, всего несколько человек. Парень из отеля, сопровождавший нас до транспорта, не то гид не то нет, не могу понять.

Едем по утреннему Катманду. Большой город. Жизнь уже кипит. Индией немного отдает: грязновато и коровы опять по улицам шляются, нищие спят прямо на тротуарах. Но вместе с тем, есть и вполне современные здания. На большом стадионе коллективно медитирует большая толпа народа. Странно думать, что вот они сейчас закончат и разойдутся по офисам, на работу.

Долго едем по раздолбанной дороге вдоль довольно депрессивного вида кварталов. Вариант наших хрущевок. Вся дорога перекопана экскаваторами. Строят что-то. За городом начинаются поля с желтой пшеницей. Никогда не видела этой сельхозкультуры так много, как за эту поездку. Только выехали из Катманду, немного проехали по полям, по горам и - уже останавливаемся на завтрак. Все оплачено, садитесь кушать, сейчас подадут. Столики стоят на веранде с красивым видом на горы с огородами в виде террас. Правда, все в серой дымке с утра.

Автор: vasilisa101

Наши знакомые австрийцы тоже тут, садятся со своей группой за соседний ряд столов. Их группа намного больше, в нашей всего человек 15. Рассказывают нам, что Макс с Олегом встретились им в Катманду на днях, но сейчас уже улетели. Дедушка что-то похудел и вроде как постриг бороду. А его спутница все такая же бодренькая.

На завтрак сегодня омлет, кофе с тостами и смешное количество жареной картошки с луком. Положили как украли, на одну чайную ложку поместится. Особенно смешно выглядит на огромной тарелке, на каких обычно подают завтраки. Не очень сытно, прямо скажем. Сидит наша группа за столами, выставленными в ряд. Один из соседей, рыжий парень из Америки, рассказывает, что путешествует 16 месяцев. Солидно :) Еще один парень на другом конце стола постоянно улыбается. Даже когда сидит молча. Странный тип.
    Пока пьем кофе, нам раздают для заполнения миграционные карточки. Их надо отдать китайским погранцам.

После остановки едем по серпантину. Вскоре начинаются посты с военными. Гид (или его ИО, никак не пойму) проводит с нами инструктаж. Нельзя везти через границу тибетский выпуск путеводителя "Лонли пленет", потому что в нем есть портрет далай-ламы и герб Тибета. А это категорически запрещенные китайцами вещи. Гид пугает, что в случае чего нас отправят обратно в Катманду. Дима меж тем припоминает мне желание купить закладку "Свободный Тибет" :)

Дорога начинается совсем разбитая, зато с красивыми видами: водопады и зеленые живописные горы. Сижу у окна, наблюдаю с моей стороны пропасть, начинающуюся прямо под бортом автобуса. Внизу река горная течет. Порожистая. Встречный транспорт пропускаем, сдавая назад и прижимаясь еще плотнее к краю дороги. В один из таких случаев вижу, что сдающий назад, только что пропущенный нами автобус, зависает задом над обрывом, чтобы пропустить грузовик.
    Хорошо, что пугаться приходится не долго. Вскоре приезжаем к границе.

Автор: vasilisa1012

Говорят, надо идти в гору 10 минут, пройти все необходимые формальности и еще 10 минут прогуляться. Вокруг нашего автобуса толпится местный народ, предлагают себя в портеры. Дима совсем не хочет таскать наш невероятно раздувшийся рюкзак в гору. Спрашивает, сколько стоит портер. Парень просит 150 рупий. О, отличная цена. Правда, он не обрадуется нашему багажу... Ждем, когда с крыши спустят наш рюкзак, предъявляем его парню. Но тот делает что-то странное. Берет рюкзак и одевает его на плечи стоящей рядом молодой девушки с ребенком. Дима таким поворотом дел сконфужен. Неудобно нам как-то. Да и девушка не особо довольна, морщится от веса. Но делать нечего, уже вся наша группа учесала вперед, надо догонять. Девушке тяжело, кряхтит. Наш рюкзак почти с нее высотой. Встречные местные, знакомые ее, смеются, видя что ей сегодня досталось. Злыдни какие. Дима тоже убежал вперед, догонять остальных, а я иду с медленно бредущей в гору девушкой. С меня сейчас можно писать плакат "Долой эксплуататоров!" :) Девушка, кстати, идет в гору с нашим рюкзаком, обутая в резиновые тапки на босу ногу. А чтобы было не так тяжело, повязывает вокруг пояса шелковый шарфик, он немного разгружает плечи (правда, у нас специальные ремни есть на рюкзаке для этого, но ей некогда разбираться).

Приходим к непальскому таможенному пункту, который располагается в неприметном темном домике. Отдаем паспорта, ждем прямо на улице, когда нам оформят документы. Тот, кто исполняет обязанности гида, выносит минут через 10 паспорта и визы. Групповая китайско-тибетская виза выглядит как 2 листочка формата А4, на которых написаны наши имена и стоит красный штамп. Один листок отдаешь, когда въезжаешь, другой - на выезде. Экзотично.

Автор: vasilisa101

Пока опять чего-то ждем, захожу внутрь здания и спрашиваю, где тут у них туалет. Мне показывают в сторону помещения без света, где, судя по шуму из крана, с сильным напором на пол хлещет вода. Не решаюсь туда войти. Однако, какие-то местные девушки заходят. Очень странные удобства на границе. Кроме нашей группы перехода границы ждут и другие. Приходят и австрийцы. Вместе разглядываем странные китайские визы. Женщина рассказывает, что купила, когда была в России, стандартную обложку для российского паспорта. Забавно, обложка с орлом, а открываешь - гражданка Австрии. Дедушка же крутит в руках мой, в нестандартной (дизайна Студии Лебедева) обложке, паспорт. Оказывается, он умеет читать по-русски, и довольно бодро. По крайней мере названия национальностей :)

Рядом с моим рюкзаком сидит смуглая, но не азиатского вида девушка, бритая наголо. Подозреваю, что паломница. Бодро общается с туристами и на английском и на французском.

Вся группа получила паспорта, идем к границе. Наша девушка-портер отстает. Теперь уже над ней некому смеяться, вокруг много женщин, все тащат что-нибудь. От бочек с жидкостью (с метр высотой) до небольших газовых баллонов (уж не знаю, пустые или полные). Идем через "Мост дружбы", останавливаемся ровно посередине. Проведенная желтой краской линия означает границу. Толпимся всей группой около суровых китайских погранцов. Лица кирпичами, проверяют документы. Все проверили, всех пропустили.

На другой стороне моста - огромное здание в мраморах. Новое, блестящее. Стилем напоминает Дом советов в каком-нибудь небольшом провинциальном городке. Внутри все оформлено как в лучших европейских погранпунктах: навигация, рентген вещей, охрана. Первые несколько секунд испытываешь шок. Уже привыкли ведь, что тут горы, деревня, все по-простому. Ниагары в темных туалетах шумят...

Стоим в очереди на досмотр багажа. Парень впереди, из нашей группы, как раз тот, что улыбается все время, знакомится с нами. Оказывается, он испанец, из Барселоны. Зовут Даниэль. Правда, он уже давно обретается в Непале, а раньше учился в Лхасе, знает тибетский язык. Занятный тип. После рентгена идем к столику, за ним стоит парень, осматривает содержимое сумок. На предмет запрещенных портретов, наверно. Прямо сверху нашей черной сувенирной сумки лежат три коробки с музыкальными дисками, которые крайне возбуждают китайцев.

Подбегает дядька, хватает их и убегает "проверять". Хм, на дисках вроде как тибетская музыка, купила в Катманду накануне отъезда. А вдруг там есть что-нибудь запрещенное? Я же не разбираюсь. Как бы не отправили обратно в Непал :) Больше ничего интересного в наших вещах не находят. Заглядывать в огромный набитый рюкзак опасается сам таможенник, по-моему. Смотрит только то, что сверху и пропускает дальше. Решаю немного покачать права и спрашиваю, а когда отдадут обратно мои музыкальные диски? Обещают отдать. Дальше стоим в очереди на проверку паспортов и виз. Из окна здания таможни открывается на редкость живописный вид на непальскую сторону реки: фееричная помойка огромных размеров. Самое забавное, что она видна в основном с этой стороны, поскольку весь мусор находится на склоне. Подарок китайцам - красивый вид из окна на работе :)

Пока стоим в очереди, наблюдаем толпу местных, перетаскивающих на себе различные грузы, быстро проходящих по каким-то удостоверениям на китайскую сторону. Такой вот у приграничных жителей бизнес, похоже. Тот парень, с которым мы договаривались сначала, тоже здесь. Тащит баул. Вполне может быть, что он как раз муж нашей девушки-портера и они работают тут всей семьей. После проверки документов опять рентген (зачем второй раз?). "Вы везете КНИГИ?" тоном инквизитора вопрошает погранец. Конечно, мы везем книги :) Переворачивает всю сумку с сувенирами, достав со дна сувенирную книжку по Непалу. Чуть ли не нюхает ее. Только что возвращенные мне диски с музыкой опять тащат на проверку. Кошмарные люди. После того, как их опять возвращают и я с недовольным видом запихиваю так тщательно уложенную до этого и не помещающуюся теперь сувенирку в сумку, мы наконец выходим на китайскую территорию. Нас встречает небольшого роста улыбчивый гид, его зовут Риксан. В его сопровождении, последние из группы, идем к машинам.

По дороге меняем последнюю 1000 рупий на юани, даем девушке-портеру 240 рупий (мне стало ее жалко, решила дать побольше, все равно это смешные деньги) и конфету ребенку. Девушка так, похоже, обрадовалась, что ее как ветром сдуло, даже спасибо не сказала. Наша группа теперь уменьшается до 7 человек и двух машин. Джип, тойота лендкрузер, и минивен, на котором спереди значок хендая, а сзади какого-то JАC. Кладем свои вещи в тойоту, а сами садимся в мнивен. Дима не очень этим доволен, но в крузаке осталось только одно место. Зато гид едет в нашей машине. Кроме нас и него в минивене еще две канадские девушки, те самые, которых мы видели в турагентстве еще вчера и водитель по имени Цоло.

Едем недолго, можно сказать, просто проезжаем вперед по улице. Гид говорит, что вроде как надо до 6 вечера кого-то подождать, кто проспал выезд из Катманду. Но на моих часах только два дня! Так долго ждать? К моему удивлению канадские девушки никак не удивляются такой новости. Спрашивают, где здесь можно перкусить. Ладно, пойдем и мы в кафе. На улице холодно, дождик накрапывает. В архитектуре зданий явно просматривается наше общее с Китаем совковое прошлое. Вид советского санатория в тибетских горах, что может быть тоскливее... Брр, чувствую, что родина внезапно стала гораздо ближе.

Слоняемся по улице в поисках подходящей для ланча едальни. Испанец Даниэль хохмит на тибетском с местными девушками. Пользуется у них большим успехом. Как все-таки важно говорить на родном языке собеседника, с нами местные никогда так не кокетничают. Внезапно меня осеняет, что тут может быть разница во времени с Непалом. Спрашиваю, который час. А, точно. Надо перевести часы на 2 часа вперед. Получается, что ждать отставшего товарища надо всего два часа. Это как раз, чтобы неспешно покушать.

Местная тетка бегает по улице и уже в сотый раз спрашивает у нас, не хотим ли мы поменять деньги. То ли она нас не запоминает, то ли ей вообще все равно, просто повторяет каждый раз как видит европеоидов :) Юани дороже рубля, цены надо умножать на 5. Заходим в кафе, куда идут все наши попутчики. Интерьер интересный: помесь родного совка с новомодным креативом. Под потолком развешаны флаги разных государств, а вокруг стола кружат многочисленные мухи. Цены высокие. Едим на 93 юаня, хотя ничего особого не заказывали. От нечего делать идем в машину. Понимаю, что я очень давно не сидела в чистой теплой машине. На улице идет дождь и холодно, а нам тепло и сухо; от этого ощущение домашнего уюта и спокойствия.

Опоздавших людей мы так и не дожидаемся, стартуем. Сначала после выезда из города идет ремонт дороги, поэтому приходится некоторое время ждать, когда встречный транспорт пропустит или буксовать по грязи над обрывом. Но вскоре ремонт заканчивается и дорога становится отличная: двухполосная, с ограждениями и разметкой. Едем с комфортом вдоль зеленых склонов гор. Облака почти над нами висят, дождик.

Дорога от Моста дружбы (г

Дорога от Моста дружбы (граница) в Ньялам

Довольно быстро пейзаж меняется. Показываются из-за туч снежные вершины, растительность со склонов гор исчезает. Теперь все коричнево-серое вокруг. Приезжаем в какой-то городок, заселяемся в тесный номер без удобств, зато с разноцветными китайскими мохнатыми пледами (у нас тоже такие продаются, с цветочками в основном). На столике стоит большой термос с кипятком. Вот бы еще хоть один пакетик чая дали к нему :) Едим шоколадки из своих припасов, запивая их горячей водой. Дима притаскивает из магазина внизу пачку ломтиков мяса яка, упакованных так же, как у нас обычно продают кальмаров к пиву. Мясо жесткое и невкусное, с каким-то привкусом. Не можем все осилить.

Комната отдыха персонала

Автор: vasilisa101

Дима ложится от нечего делать спать, а я иду на улицу. Там стоит Даниэль, болтает с местной детворой. Спрашиваю, как по-тибетски здороваться. Говорит мне такое длинное и сложное слово, что сразу забиваю на эту идею. Захожу в интернет-кафе почти напротив нашей гостиницы. Свободное место там есть только одно, с китайской виндой. Все остальные заняты играющими в контру или что-то подобное китайцами.

Китайский Виндоус :)

Автор: vasilisa101

Прошу девушку-админа переключить мне язык клавиатуры на русский. Я же не понимаю иероглифов :) Но она не знает английского. Открывает гугл-переводчик, общаемся через него. Когда излагаю свою просьбу девушке, она светлеет лицом и находит в списке русский, - ура! Стоит интернет здесь 8 юаней в час. Не очень дешево, но и не сказать чтобы особо дорого.

Отель в Ньяламе, первая н

Автор: vasilisa101

Отель в Ньяламе, первая ночевка. Так выглядят "удобства", дверь справа — в туалет с панорамным окном :)

В Китае, все-таки, люди не без причуд: туалет в нашей гостинице мало того, что с окном почти до пола, так еще и без штор. По вечерам постояльцы могут наслаждаться открывающимися из окна красивыми видами на деревню, а местные - развлекаться просмотром шоу с участием туристов. Душа здесь тоже нет, только железные раковины в ряд, как в армии... Ладно, пару дней без душа пережить можно.