• Вирма
  • Вирма, церковь апостолов Петра и Павла
  • Внутри церкви
  • Еловый бор за церковью — возможное культовое место древних саамов, а потом и место сходов сельчан — карелов.
  • Кусочек найденного колокола сгоревшей церковной колокольни
  • Сумпосад
  • Река Сума
  • Обводной канал на реке Сума. Возможно для прохождения лодок или сплава леса
  • Ботик подаренный князем Алексеем Сумпосадскому мореходному училищу
...
0
Еловый бор за церковью — возможное культовое место древних саамов, а потом и место сходов сельчан — карелов. Республика Карелия, Россия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

Еловый бор за церковью — возможное культовое место древних саамов, а потом и место сходов сельчан — карелов.

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Республика Карелия

    Республика Карелия

    LAT
    Регион ЗТ
    Я здесь был
    Было: 545
    Хочу посетить
    7923

    703 материалa по 186 объектам,  14 212 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Turbik 783
    Были в Республике Карелия?

    Поделитесь впечатлениями!

     
    travellive
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 18 мая 2012

    Экспедиция на квадроциклах "Осударева дорога", 10.2010 День1

     
    20 мая 2012 года|| 3| 1593

    Эта заметка является частью дневника «Экспедиция на квадроциклах "Осударева дорога", октябрь 2010»

    Далее чешим со средней скоростью 50 км/час до поморского села Вирма.

    Воскресенье. Навстречу то и дело попадаются местные машины с грибниками и рыбаками, трафик оживленный – одна машина в 20-30 минут.:).

    Приезжаем в Вирму, останавливаемся у церкви. Начинаем осматривать-фотографировать. На дверях в церковь замок (кстати, во многих деревнях церквухи продолжают быть открытыми). Знаю, что если замок висит, значит ключи от него в одном из ближайших домов. Иду в ближайший же дом с вопросом можно ли попасть в церковь. Он говорит, что конечно можно и указывает на один из соседних домов, где живет Тамара Михайловна – хранительница ключей от храма божьего.

    Туда я и направляюсь. На пороге меня встречают сын Тамары Михайловны и муж – хозяин дома. Зовут. Тамара Михайловна сразу же откликается на мою просьбу и просит подождать чуть-чуть. Минут буквально через десять, в нарядном платье и прихорошившись на скорую руку, она не просто приносит ключ, а прямо с порога начинает увлеченно рассказывать нам об истории села Вирма. Который раз я жалею, что не беру в такие поездки диктофон!!!!

    В итоге, все мои временные планы рушатся – вместо запланированных на Вирму 20-30 минут, мы проводим здесь часа полтора-два, которые пролетают совершенно незаметно. Тамара Михайловна рассказывает и о церкви – оказывается, что в одной церкви уместилось сразу два алтаря – церкви Петра и Павла и Зосима и Савватия (преподобных Соловецкого монастыря). Один алтарь полноценный в летней церкви, а второй – в зимней пристройки, в виде красного угла.

    Также Тамара Михайловна рассказывает и о своей семье – потомственных поморах, и о том как жили и трудились, и о происхождении топонимов местных, и о чудо-камнях круглых, которые нашла недалеко от церкви и думает, что археологам они должны быть интересны своей историей (видя такие камни на Соловках и Кузовах, которые были археологами определены, как места священных обрядов древних саамов, предполагаю, что и здесь мы видим, также, древнее святилище). Тем более, что Тамара Михайловна, также разделяет эту точку зрения подкрепляя её историями и о том, что за церковью всегда было место, где были и празднества и сходы, да и церковь именно здесь поставили явно не случайно (и, здесь, я с ней согласен – в Карелии часто церкви и часовни ставили на местах древних капищ). Также от Тамары Михайловны мы получаем краткий урок поморского языка. Увы, кроме слов «няша», «кОрга» и «луда», а также информации о разнице значений этих слов, в наших квадроголовах больше ничего не оседает….

    Позже, во время общения с местными поморами, эти знания нам очень пригодились, ибо проверку «на вшивость» мы выдержали!

    С Тамарой Михайловной хотелось общаться еще и еще (по крайней мере мне:)), но впереди были еще десятки километров, в том числе и совершенно неизвестных. Попрощавшись, летим на всех порах дальше.

    Забыл! Еще, во время осмотра церкви, Серега нашел часть старинного бронзового колокола!! Который передали Тамаре Михайловне, а та, в свою очередь, сказала что передаст батюшке. Фрагмент колокола на фотке — на кофре серегиного квадра.

    Ну, и для любознательных, также небольшая справка о Вирме: Вирма – старинная поморская деревня, расположенная в устье одноименной реки, на побережье Белого моря.

    Долгое время эта старинная русская деревня входила в состав приморских вотчин знаменитой новгородской боярыни Марфы-Посадницы, занимавшей в XV веке первое место среди новгородских феодалов по размерам владений в Карелии. После падения новгородской «боярщины» и включения Новгородской республики в состав единого русского государства все владения новгородских бояр в Карелии были конфискованы и "отписаны на государя", а часть из них, особенно на беломорском побережье, передана в ведение Соловецкого монастыря.

    Главной достопримечательностью его является красивое здание церкви Петра и Павла, построенной в 1696 г. и поставленной на скалистой возвышенности, чуть в стороне от домов.

    Следующая остановка – СумПосад. Так сокращенно и совершенно привычно, даже на картах называется замечательное поморское село Сумский Посад.

    В селе есть своя «достопримечательность» — «ботик Петра». На самом деле вовсе не Петра:

    В 1870 году село посетил великий князь Алексей Александрович, позже в память о своём посещении приславший в дар мореходную лодку, которая ныне является историческим памятником, охраняющимся государством. Она стоит на отдельном островке на пороге Черный, в центре села.

    В прошлом году старая крыша сгнила и местные мужики этим летом сами соорудили новую.

    Немного еще исторической информации о СумПосаде: В 1452 году Марфа передала село во владение Соловецкому монастырю. В 1576 году в ходе Ливонской войны село было значительно разорено и сожжено. Для защиты земель от дальнейших набегов монастырь построил крепость в селе. Местные крестьяне помимо прочего отныне несли и воинскую повинность. В 1613 году острог подвергал осаде шведских войск, но не был взят.

    В 1704 году Сумский острог был приписан к Олонецким железным заводам. Часть населения обязали покинуть село и вести заводскую повинность. Вмешательство Соловецкого архимандрита позволило вернуть жителей на родную землю.

    В 1838 году в селе было открыто первое на Поморье приходское двухклассное училище. С 1868 года при нём открыли мореходный класс, подготовивший многих известных капитанов.

    Увы, в СумПосаде есть еще и что посмотреть и о чем поговорить с местными, но время неизбежно утекало, поэтому мы погнали дальше, в Колежму.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    11 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Республика Карелия
    сообщить модератору
      Наверх